Статьи

Моторные Моторные масла для дизельных двигателейдля дизельных двигателей

У каждого двигателя есть свой паспорт, в котором  расписаны рекомендации по эксплуатации и дана подробная инструкция по использованию конкретной модели двигателя. Поэтому и выбор моторного масла всегда следует начинать с изучения этих  рекомендаций по выбору масла в инструкции (паспорте) к конкретному двигателю. Это очень важный момент, так как требования к смазке изменяются в зависимости от области использования того или иного двигателя.

Минеральные масла и важнейшие добавки.

      До введения специальных  добавок все минеральные масла примерно одинаковы.  Комплекс включает в себя базовую группу важнейших добавок; однако пропорции и точная природа каждой из них зависят от области применения двигателя.

     Среди важнейших добавок  следует выделить следующие:

— Моющие присадки (детергенты) – это обычно металлические соединения, поддерживающие детали двигателя чистыми и предотвращающие  образование отложений (особенно это касается поршней  и поршневых колец). Детергенты контролируют проблему образования смол, которые образуются из продуктов окисления масла, осаждающихся на деталях двигателя при высоких температурах.

 — Дисперсанты — это неметаллические соединения, часто используемые совместно с моющими присадками. Они очень важны для предотвращения осаждения сажи и других отложений на поверхностях двигателя. Осадки (шламы) и черная смолоподобная эмульсия из воды, продуктов сгорания и масла, образованного при работе холодного двигателя, также связываются дисперсантами.

 — Антиоксиданты предотвращают ухудшение свойств масла при увеличении температуры и таким образом продлевают срок его службы.

 — Антиизносные присадки очень важны для уменьшения износа трущихся поверхностей, особенно таких как поршни/цилиндры, кулачки распредвала/толкатели и вкладыши.

 — Ингибиторы коррозии защищают металлические поверхности от химического воздействия воды, которое приводит к образованию коррозии. Плюс  они предохраняют от химического воздействия  кислот, которые могут образовывать продукты окисления в масле или могут попасть в масло как продукты сгорания. Коррозия приведет к износу.

— Противопенные присадки такженеобходимы, потому что воздух в картере двигателя смешивается с маслом при движении масла и деталей двигателя. Масло, которое  содержит  пузырьки воздуха, не может полноценно работать в качестве смазки, поэтому нужно подавлять пенообразование.

 — Низкотемпературные депрессанты помогают  моторному  маслу оставаться достаточно жидким в холодном состоянии, чтобы оно могло правильно циркулировать и не оказывать слишком большую нагрузку на систему запуска. Такие присадки-депрессанты  предотвращают загустение масла при низких -температурах, тем самым облегчая его работу.

 — Присадки, улучшающие индекс вязкости, уменьшают тенденцию масла к изменению его вязкости при изменениях температуры. Всесезонные масла содержат подобные присадки, что позволяет  использовать такие масла в широком интервале температур, в отличие от сезонных (летних или зимних) масел. Моторные масла для автомобильных двигателей допускают сильные перепады температуры, так как разница между запуском холодного двигателя зимой и длительной поездкой с высокой скоростью летом достаточно  велика.

Какая же вязкость всесезонного масла всё-таки лучше?

        Жидкое масло имеет неоспоримые преимущества перед более вязким, густым. В первую очередь, это лучшая топливная экономичность из-за уменьшения трения, легкий и более надежный запуск холодного двигателя по той же самой причине и, соответственно, возможность использования меньших и более дешевых стартеров и аккумуляторных батарей. Когда фирма-изготовитель рекомендует масло определенной вязкости, то это будет идеально для нового двигателя в хорошем состоянии, но не всегда идеально на всем протяжении срока службы двигателя. Об этом следует знать и помнить. В некоторых случаях, особенно  когда на двигателе проявляются определенные признаки старения, такие,  как стук подшипников двигателя при запуске, или низкая компрессия, то ситуацию может улучшить использование более вязкого масла, которое сможет помочь восстановить компрессию в цилиндрах и лучше защитит подшипники от износа. На старых двигателях нужно использовать современные масла с осторожностью, так как эти двигатели были впервые использованы задолго до появления современных достижений в технологии производства моторных масел и такие двигатели могли долгое время не работать. Отложения и смолы в очень старых двигателях могут быть растворены современными моющими маслами, и растворенные остатки блокируют масляные каналы в системе смазки.

 Почему моторное масло для дизелей отличается от других?

        В первую очередь, это существенные различия в самом составе используемого топлива. Тогда как бензин имеет содержание серы около 0,03%, дизельное топливо содержит около 0,2%, т.е. ее намного больше. Наличие серы в топливе весьма нежелательно, потому что  в процессе ее сгорания образуется серная кислота и токсичные окислы серы в выхлопных газах. Из-за повышенного содержания серы моторное масло для дизельного двигателя содержит больше вредных кислот в себе и, следовательно, требуется больше моющих присадок и больше алкалинов для нейтрализации кислот. Также из-за образования кислот приходится более часто менять масло в дизельном двигателе. Еще немаловажной  проблемой является разбавление масла топливом: бензин испаряется из масла, а дизельное топливо – с  большим трудом.

        Другим важным фактором, определяющим требования к маслу, является образование серы в дизельном двигателе. Дизели имеют тенденцию сжигать топливо с сажей, поэтому большое количество нагара попадет в моторное масло. Этот нежелательный внутренний эффект должен компенсироваться различными и сильными присадками в моторном масле по сравнению с маслом для бензинового двигателя. Избыточный нагар, содержащийся в виде суспензии в моторном масле для дизельного двигателя, со временем приводит к его загустению, в отличие от воздействия несгоревшего топлива, которое разжижает масло. Моющие присадки в масле не вечные, а действуют примерно так же, как и обычные стиральные порошки, поэтому старое моторное масло может быть обеднено этими жизненно важными веществами. Свойства масел и баланс присадок нарушаются, поэтому очень важна замена моторного масла с правильной периодичностью. Другие требования к маслам для дизельных и бензиновых двигателей в основном одинаковые.

Минеральные и синтетические масла: что лучше выбрать?

        Часто встает вопрос выбора между минеральными и синтетическими маслами  (или полусинтетическими, находящимися  по характеристикам между ними). Многие считают, что синтетические масла способствуют более надежной защите двигателя.  Во многом это и справедливо, потому что синтетические масла обеспечивают более продолжительный срок службы двигателя благодаря лучшей стабильности против окисления (это способствует очистке двигателя), повышенный диапазон вязкости, лучшую теплопроводность, лучшую остаточную смазываемость из-за более долгой задержки масла на поверхностях деталей двигателя, обеспечивающая лучшую защиту при запуске двигателя. Их уменьшенная летучесть (относительно минеральных масел) также улучшает характеристики расхода масла. Таким образом, синтетические масла считаются лучше, но следует помнить, что и синтетические масла бывают разного качества, также как и минеральные масла, а некоторые из лучших минеральных масел благодаря высокому уровню рафинации, например, гидрокрекингу проявляют очень высокую сопротивляемость высоким температурам и окислению. Также хорошим индикатором качества масла является его цена.

Стоит ли экономить  на синтетических маслах и какой выбор будет самым оптимальным?

         Для многих двигателей использование хорошего синтетического масла может не соответствовать его высокой цене. Для реализации имеющихся преимуществ нужно, чтобы двигатель работал в тяжелых условиях и в таких обстоятельствах, где техническое обслуживание не может выполняться в установленные сроки. Большим преимуществом синтетического масла является его сопротивляемость коксованию, которое очень важно для двигателей с турбонаддувом, у которых масляные каналы турбокомпрессора достигают таких высоких температур, от которых минеральные масла коксуются и образуют отложения смол и нагара. Это существенно сокращает срок службы подшипников турбокомпрессора, особенно когда масляные каналы забиты отложениями нагара. Удобной «полумерой» является использование полусинтетических масел, которые являются смесью минеральных и синтетических масел, соответствуя среднему уровню характеристик. Их цена немного больше, чем у хороших минеральных масел, но они сохраняют некоторые преимущества синтетических масел — уменьшенная испаряемость и улучшенная работа при высоких температурах. Полусинтетические масла могут реально играть существенную роль в выборе масел и часто являются лучшим компромиссом по отношению «цена/качество».

      Используя вышеизложенную информацию, Вы легко сделаете правильный выбор,а двигатель прослужит долгие годы.